Роман ShaRP (roman_sharp) wrote,
Роман ShaRP
roman_sharp

Categories:

Темные стороны конкуренции

Ну, замахнемся, что ли, на святое... - "свободную конкуренцию".

Итак, в теории конкуренция ведет к борьбе за деньги потребителя, заставляет улучшать качество, обслуживание, или снижать цены. Вы, наверное в курсе.

На практике это работает далеко не всегда, кроме того, у конкуренции, как, впрочем, и у любой борьбы, есть ряд "темных сторон".

Начнем с качества, обслуживания и цен. Как довольно наглядно показал lex_kravetski, между "врагами"-конкурентами вполне может установиться некое равновесие, при котором они оба будут работать в той или иной степени хреново. Это даже при условии отсутствия избыточного спроса, сговоров, контролирующей мафии и т.д. и т.п. Даже в идеальных условиях, даже если никто не пытается использовать те или иные рычаги (чего в реальном мире ожидать не приходится). {А есть еще такая замечательная вещь, как "пипл хавает". Пока сбыт не упал до критического уровня - можно продолжать гнать туфту. Правда, это конкуренции прямо не касается}


Пространство идеальной конкуренции постоянно ограничивается собственническими "микро-монополиями":
- Два магазина не могут стоять на одном и том же выгодном месте. Две компании не могут занимать один и тот же удобный доменный адрес, одну и ту же первую строчку в поисковых результатах и т.д. и т.п.

Это может и будет сразу же и прямо отражаться на покупателе. В магазине, который ближе - цена будет выше.


- фирмы постараются сделать все возможное, чтобы перехватить у врагов-конкурентов и вообще всех желающих не только адреса, но и патенты с цапирайтами, застолбить определенные торговые марки...

Допустим, компания A изобрела улучшающую технологию A', компания B - B', компания C - C'. В интересах потребителя получить в конечном продукте все три улучшения. Что получит потребитель на практике? Одно из трех, - если его не "положат под сукно", чтобы придержать для выпуска через пару лет "нового, еще более улучшенного продукта".

И это далеко не самый патологический случай. Возьмите фармацевтические патенты, когда тормозится и блокируется массовое производство необходимых лекарств потому что "инвестор должен получить свою прибыль", или вывод на рынок "новых препаратов", в которых реально нет ничего нового.

Также конкуренция - один из главных мотивов поспешного выпуска недоделанных продуктов. Надо Захватывать Рынок - поэтому Лучше Быстрее, Пусть Даже Недоделанное.


- фирмы постараются затруднить клиенту переход к конкурентам и сделать конкурирующую технологию несовместимой. Вам понравились войны форматов, платформ, стандартов? Вам нравится когда карта памяти вашего устройства не совместима с другими форматами? Вам нравится что к вашему устройству подходит только один, совершенно определенный шнурок (или картридж или другая деталь), который(ая/ое) стоит солидных денег и которое иногда надо еще поискать? Вам нравятся залоченные на оператора или по приложениям устройства, неустойка за расторжение контракта?


Конкуренция увеличивает эксплуатацию. Возьмем два магазина. Или офиса. В обоих работают с десяти до шести пять дней в неделю. Потом решают поконкурировать. В первом увеличивают рабочий день на один час. Затем увеличивают во втором. Потом опять в первом. Потом снова во втором. Потом добавляют еще один рабочий день. В результате работают намного больше и там, и там, а равновесие как было, так и осталось. И снизить эксплуатацию нельзя - конкуренция же! Чтобы снизить - надо договариваться, либо вводить законы/ограничения.


Аналогично с оплатой и условиями труда. Побеждает тот, кто может сделать дешевле. Но откуда берется это дешевле? За счет экономии на зарплате или удобстве работы в том числе. На наших продовольственных и вещевых рынках стоят и сидят люди в железных клетках. Зимой они как в холодильнике, летом как в духовке, рабочий день у них длинный, выходной один, туалет у них далеко, и часто платный, охраны/наблюдения нет - смотреть за покупателями они должны сами. Зато цена товара ниже, чем в маркете, поэтому покупатели туда и ходят. Кто посадил этих людей в железные клетки? Рынок и конкуренция.


Достается от конкуренции и качеству - по тем же причинам, погоня за дешевизной, экономия расходных материалов. На днях читал на BBC статью о том, что Британию наводнили некачественные (левые, китайские) зарядные устройства. Вплоть до летального исхода - мальчика нашли мертвым рядом с зарядкой к его приставке. Однако "китайским", дешевым - будут торговать. Его будут производить, продавать и покупать. А что, нельзя? Конкуренция!

И ведь нельзя же сказать, что оно, дешевое, всегда плохое. Чем стойка для дисков на 15 штук за 6 гривен хуже стойки на 10 дисков за 10 гривен? Вопрос совершенно риторический. Но и некачественного производится много, и продается много, - конкуренция. И попробуй отличи.


Как и из-за денег вообще, из-за конкуренции (или из-за желания установить монополию) и убивают. {Лирическое отсутпление: некоторые утверждают, что все зло от государства. Нет, все зло от денег. Хотите сильно задавить мошенничество, - ликвидируйте деньги :)}


Конкуренция - один из мотивов для оболванивания потребителя рекламой, промо-кампаниями и прочей чихней. Даже в том случае, если Вы купили этот продукт, и он Вам нужен - получите его рекламу еще раз, и опять, и снова...



Итого, я утверждаю, что при наличии положительных сторон и моментов, конкуренция, тем не менее, часто и много негативно отыгрывается на нас на всех, и сами по себе рынок и конкуренция с этим негативом справиться не в состоянии.
Tags: зарисовки для пулемета, по мифам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments